Третий сёгунат и политика «изоляции»
После того, как умер Тоётоми Хидэёси, на престол взошел Токугава Иэясу. В 1600 году, при помощи аристократии, он победил в битве при Сэкигахара род Тоётоми и в течение дальнейших 15 лет уничтожил этот клан.
В 1603 году император дал Иэясу титул сёгуна и создал новый сёгунат в городе Эдо.
Период существования данного правительства самураев принято называть эпохой Эдо (1603—1867).
Япония 17-19 век
Во время главентсва сёгуната Япония являлась федерацией. Четвертью территории государства владел род сёгунов Токугава, а остальной частью — триста провинциальных владык даймё. Даймё разбивались на классы «родичей», «старинных вассалов» и «новых вассалов», в соответствии со степенью подчиненности сёгуну. Они владели личными независимыми уделами ханы, площадь которых устанавливало столичное руководство. Для предупреждения мятежей правительство урезало политические возможности подданных «Законами военных домов», кроме того уменьшало богатства их владений необходимыми поездками в резиденцию правительства в Эдо. Сёгунат также забрал все земельные наделы дома императора, поручившись содержать их за свои средства.
Иэясу
В первой половине 17 столетия правительство Японии было заинтересовано во взаимодействии с государствами Европы и остановило гонения христиан. Пытаясь развить межгосударственную торговлю и получить от нее большую часть выгоды, сёгунат в 1604 году сделал необходимым лицензирование японских кораблей, отбывавших за рубеж в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем, борьба в Японии протестантских Голландии и Англии с одной стороны и католических Португалии и Испании с другой, угрожала втянуть Японию в войну этих стран. Из-за этого Япония начала проводить политику по ограничению связей с Европой и её колониями, позже названную сакоку.
В 1614 году сёгунат наложил запрет на христианство, считая, что это средство зарубежного воздействия. Тысячи японских христиан были подвергнуты гонениям, а отъезд за границу, где была возможность принять крещёние, был невозможным. По этой причине в 1637 году некоторые крестьяне и самураи острова Кюсю, которые исповедовали христианство, устроили мятеж в Симабаре. Сёгунат в течение года усмирил восставших, и в 1639 году, чтобы полностью ликвидировать христианство, издал указ, запрещающий американским и европейским кораблям прибывать в Японию. Поблажки давались Голландии, суда которой, оказавшие помощь в подавлении восстания, получили исключительную возможность торговать на искусственном острове Дэдзима в Нагасаки.
Пытки христиан
С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.
Социально-экономическое развитие Японии в 17-19 веках
Японский социум эпохи Эдо был сословным и делился на 4 крупных класса: воинов-самураев, крестьян, торговцев и ремесленников. Государством управляла исключительно самурайская знать. В классовую систему не входили парии, занимавшиеся черным трудом: утилизацией отходов, тюремной службой, уборкой. Главенствующими религиями являлись буддизм и синтоизм. Присутствовал порядок регистрации жителей при буддистских монастырях по району проживания. Христианство не было разрешено, из-за чего его приверженцы пребывали в подполье. Официальной идеологической философией государства являлось неоконфуцианство, которое получило наиболее сильную популярность в период владычества Токугавы Цунаёси и во время деятельности исследователя Араи Хакусэки. Его преподавали в национальной академии, которая была создана Хаяси Радзан. Под воздействием неоконфуцианства был основан кодекс самураев бусидо.
Цунаёси
Дэдзима, голландская фактория
Экономика Японии времен Эдо была наполовину натуральной. В государстве в качестве денег использовались серебряные и золотые монеты, но дань и заработная плата выплачивались рисом. Поэтому особую важность имели села, главные поставщики риса и плательщики дани. Японские сёла управлялись головами, но важные решения утверждали коллективно. В поселениях была принята схема круговой поруки и взаимовыручки. Ради поддержки села правительство не разрешало крестьянам продавать землю и переезжать в города. Благодаря такому курсу, в 17 столетии крестьяне расширили размер всех пахотных земель государства в два раза, создали новые орудия труда и принялись выращивать технические растения — коноплю, чай, хлопок, рапс и всевозможные красители.
Продажа зерна и хвороста
Процветанию сельского хозяйства помогал прогресс транспорта и промышленности. Главными сферами стали лесное хозяйство, гончарство, солеварение, производство товаров массового использования. Была улучшена система сухопутных и морских путей, была основана общеяпонская почта гонцов. В период Эдо в обществе Японии отсутствовали социальные возмущения, ввиду этого данную эпоху именуют периодом «мира Токугава».
Города сосредоточили политическую, торговую и культурную сферы жизни Японии. Крупнейшие из городов являлись «столицами» самоуправляющихся территорий и имели на своей земле замки. В городах жили в основном самураи. Их обслуживали мещане - ремесленники и купцы. Столицей страны было принято считать Киото, центральным городом власти — Эдо, а важнейшим экономическим ядром государства — Осаку.
Период реформирования, Япония 18, 19 век
В начале 18 столетия экономика Японии была охвачена кризисом. Он появился вследствие разорения натурального хозяйства из-за того, что в сёлах распространились денежные отношения. Стоимость риса резко снизилась, что вызвало нехватку бюджетных средств столичного и регионального правительств, которые находились в зависимости от натуральных налогов. Вследствие этого в 1716 году сёгун Токугава Ёсимунэ принялся проводить общеяпонские преобразования, которые были названы «реформы Кёхо». Их основными принципами были пробуждение в чиновниках экономии, распашка целинных земель и повышение налогов.
Кроме того сёгун утвердил «Положения о судопроизводстве», в которых указал правила проведения судебных тяжб и разрешил простолюдинам подавать жалобы на управленцев. Его реформы поддержал родзю Танума Окицугу. Он стремился справиться с кризисом с помощью совершенствования товарно-денежных отношений, одобрял образование монопольных торговых объединений. Но впутывание торговцев в политику привело к росту коррупции, и преобразователь был вынужден покинуть свой пост.
В 1787 году экономические реформы подхватил Мацудайра Саданобу. Его политика была названа «реформы Кансэй», основной целью которой стало «обогащение через экономию». Несмотря на это общественно-экономические трудности не были преодолены. После смерти Мацудайры проблемами государства занялся сёгун Токугава Иэнари. Он продолжил политику по поддержке торговли и развитию городов.
Кобан, японская валюта
В начале 19 столетия Японский архипелаг потряс сильный голод, обусловленный постоянными неурожаями. Вместо того, чтобы помочь населению, власть принялась закупать рис в провинциях и посылать его в резиденцию правительства. Такой курс привел к вооруженным восстаниям не только простолюдинов, но и регионального самурайства, которое было опорой сегуната. Для разрядки ситуации правительство в 1841 году принялось проводить «реформы Тэмпо» под начальством Мидзуно Тадакуни. Их задачей было возобновление традиционных способов хозяйствования: консервация села и сдерживание торговых отношений. Но преобразования были непопулярными, что снова понизило авторитет правительства.
Одновременно власть восточнояпонских обособленных провинций Тёсю-хан и Сацума-хан преодолела экономические трудности своими силами. Они привлекли к руководству одаренных самураев из низов и энергично поддерживали торговлю. В течение короткого времени обе провинции приобрели достаточную силу, чтобы соперничать с сёгунатом.
Культура эпохи Эдо, Япония 17-19 век
В 17-19 столетии традиционная культура Японии окончательно сформировалась. В конце 17 — начале 18 века общеяпонскими центрами культуры и науки являлись Осака и Киото, а во второй половине 18 столетия эти функции исполнял город Эдо. Культуру эпохи киотско-осацкого преобладания называют культурой Гэнроку, а культуру времен Эдо — культурой Кассё. Они так названы в честь соответствующих лозунгов властвования Императоров.
Отличительной особенностью культуры Гэнроку было создание иллюстрированных «современных сказаний» (яп. укиё-дзоси) — стиля японской литературы, вариации рассказов с картинками второй половины 17 — начала 18 столетия. Другой жанр - укиё-бон (яп. «современные книги»), рассказывал о ежедневной жизни горожан. Танец Кабуки преобразовался в театр. Большую популярность набрала поэзия в лице Мацуо Басё, который поднял искусство стихов хайку до новых высот.
Театр кукол нингё-дзюрури распространился благодаря поэтическим постановкам драматурга Тикамацу Мондзаэмона. В художественном искусстве энергично творили художники школ Кано, Рин и Тоса. Одновременно был создан новый стиль гравюр укиё-э, родоначальником которого стал Хисикава Моронобу. Кроме того развивались точные и естественные науки, в особенности агрономия и математика.
Культура Касей характеризуется развитием субкультуры простолюдинов и популяризацией гедонистических учений. Население Эдо читало комедийные истории «На своих двоих по Токайдоскому пути» Дзиппэнся Икку, «Современные бани» Сикитея Самбы, и фантастической литературой наподобие «Истории о восьми собаках Сатоми из Южной Авы» Кёкутея Бакина. Известными поэтами были Ёса Бусон и Кобаяси Исса. Театр находился на вершине своей славы. Большую популярность приобрели дома куртизанок. Гравюры укиё-э нашли новое рождение благодаря портретистам Китагаве Утамаро и Тосюсаю Сяраку, пейзажистам Кацусике Хокусаю и Хиросигэ Утагава. В самурайском сословии была в моде традиционная живопись художников Икэ-но Тайга и Урагами Гёкудо.
В 18 — 19 столетии степень образования в Японии была одной из самых высоких в мире. Кроме государственных школ для самураев, создавались теракоя для простых людей. Основными предметами были письмо, чтение, счетоводство и сущность конфуцианства. Кроме того преподавались новые науки, например «изучение Голландии» рангаку и «японоведение» кокугаку. Принципы когутаку основал Мотоори Норинага, который стремился доказать японскую индивидуальность. Поводы для создания рангаку стали переводы научных трудов из Европы Маэно Рётаку и Сугитой Гэмпаку. Они помогали устанавливанию западного академизма в Японии. В завершении эпохи Эдо произошел рост увлечения японской историей, чему содействовало написание «Неофициальной истории Японии» Рая Санъё.
Три красавицы (1793)
Брама Никко, святилища Иэясу
Видео
Видео, в котором нассказывается про эпоху конца изоляции.
Жанр статьи - История Японии
Оставить комментарий