Реставрация Кэмму и противостояние двух династий
В 14 веке, с кризисом сёгуната, род Ходзё начал проводить политику по централизации власти, что вызвало возмущение сословия самураев в провинциях.
Это недовольство попытался использовать в своих интересах император Го-Дайго, приверженец мощного императорского правления, поднявший мятеж против камакурского сёгуната, но восстание провалилось и был изгнан на острова Оки. Его отпрыск принц Мориёси продолжил войну за власть и с помощью региональных самураев, которыми руководил Кусуноки Масасигэ, в течение долгого времени противоборствовал войскам Ходзё.
принц Мориёси
Кусуноки Масасигэ
Япония 14 век, история феодальной Японии
После того, как в 1333 году император Го-Дайго вернулся из изгнания, к нему переметнулись провинциальные аристократы. Один из вождей знати, Асикага Такаудзи, уничтожил руководство сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, напал на Камакуру и свергнул сам сёгунат и уничтожил род Ходзё.
После прибытия Го-Дайго в столицу он начал проводить политику, именуемую реставрацией Кэмму, в процессе которой задумывалось восстановить прежнее централизованное императорское государство и создать новое руководство из придворной знати и военной аристократии. Впрочем на самом деле реформы Го-Дайго повысили уровень существования только придворных и не решили вопросы самурайства. Поэтому бывший союзник императора, Асикага Такаудзи, встал во главе возмущенных самураев и поднял мятеж против власти «реставраторов». В 1336 году он покорил Киото, назначил в нём нового правителя и написал указ «Список Кэмму», в котором заявил о создании отдельного сёгуната в столице. Тем временем бывший монарх Го-Дайго отправился в южный регион Ёсино, где назвал мятежников «врагами трона» и основал своё личное монархическое правительство. Так произошло разделение правящего двора, и в Японии началась междоусобица, эпоха двух династий: южной в Ёсино и северной в Киото.
Второй сёгунат и эпоха Муромати, Япония 14-16 век
В 1338 году северная династия отдала титул сёгуна Асикага Такаудзи. Образовалось второе правительство самураев, названное Муромати в соответствие с названием столичного района, в котором располагалась резиденция сёгуна. Период правления этого сегуната принято называть периодом Муромати (1338—1573). В противовес прежним режимам власти новый сёгунат начал проводить политику по децентрализации. Военные губернаторы сюго в регионах получили возможность забирать половину налогов из провинций, и должны были самостоятельно помогать региональным малоземельным самураям. Данные реформы содействовали переходу японской аристократии на сторону правительства в противостоянии двух династий, но губернаторы сюго преобразовались во властных региональных господинов, зачастую не исполнявшими указания из столицы.
В 1392 году во время нахождения на престоле третьего сёгуна Асикага Ёсимицу две династии императорского двора слились в одну, что означало окончание военного противостояния. При содействии советников сегуна канрэев над военными губернаторами появился строгий надзор. Сёгунат принял определенные политические функции правящего двора и преобразовался в единственное общеяпонское руководство. Для оперативного контроля над восточными территориями Ёсимицу отобрал камакурскую администрацию, а для экономического роста Японии приступил к торговле с династией корейского полуострова Чосон и китайской династией Мин. Кроме того, он предпринимал действия по борьбе с контрабандистами и морскими пиратами.
Кинкакудзи, резиденция Ёсимицу
Охрана сёгуна (16 столетие)
После того, как Ёсимицу скончался, сёгунат стал понемногу терять власть над провинциями. Страну стали контролировать советники сегуна и региональные губернаторы сюго. В 1467 году из-за расногласий советников Хосокава и Яманы по поводу установления следующего руководителя сёгуната начался военный конфликт, именуемый смутой Онин. Это противостояние зародило долгие междоусобицы между самураями в столице и провинциях, это время получило название период Сэнгоку, «Эпоха сражающихся провинций» (1467—1615). Сёгун совсем потерял положение национального вождя и гаранта устойчивости. В Японии того периода были распространены общественные волнения: бунты и восстания низов против верхов. К примеру, в 1486 году в регионе Ямасиро тамошние самураи прогнали всех государственных чиновников и в течение восьми лет своими силами руководили провинцией, а в 1488 году сторонники учения Дзёдо-синсю захватили правление в регионе Кага и властвовали там в течение столетия.
В первой половине 16 века новыми правителями в провинциях стали владыки региональных самурайских родов, они свергли своих прежних господ — военных губернаторов сюго. Эти правители, которые которые именовались даймё, разорвали отношения со столичной властью и принялись создавать личные родовые «государства». Они присваивали себе частные и государственные земельные наделы, не платили налоги центральному правительству и создавали мощные родовые войска, состоящие из провинциальной знати. Оплоты правителей располагались в горных замках, под которыми строились торгово-ремесленные поселения и города. В некоторых из родовых правительств принимались собственные указы и законы, имевшие значения уголовного и земельного кодексов.
Одновременно с тем, как в центре Японии бушевала гражданская война, на южной части острова Рюкю было основано королевство Рюкю. Эта страна заключила контракты с Японией и китайской империей Мин, и являлась посредником в торговле между азиатскими странами в 15-16 веках.
Сюри, резиденция ванов Рюкю (Наха, Окинава)
Социально-экономическое развитие Японии в 14-16 веках
В эпоху Муромати произошли важные перемены в социально-экономической сфере Японии. Крестьяне начали применять полезные инновации — водяные колёса, тяговых животных и природные удобрения, которые сделали возможным собирать урожаи злаковых два раза в году. Вместе с этим распространилось прикладное садоводство для производства шёлка, красок, масел, лака. В 16 столетии появилось изготовление хлопка, которое было привезено с корейского полуострова. Ремесла приобрели региональную специализацию, а металлургическое производство было поделено на литейное и кузнечное. Ремесленники, работающие под начальством светской или духовной знати, создавали союзы дза, и, платя налог хозяину, приобретали монопольные права на изготовление и торговлю выпущенной продукцией. Вследствие роста сельского хозяйства и производства стимулировалась торговля. На главных дорогах и перед храмами и монастырями начали происходить частые ярмарки. С развитием производства и торговли образовались сообщества морских и сухопутных перевозчиков.
Бочки с саке (16 столетие)
Стрельники и оружейники (16 столетие)
Сельский дом (Кобе, Хёго)
С ростом производства и перевозок начали появляться поселки ремесленников и торговцев, располагавшиеся в основном в районах проведения ярмарок. Самые богатые города, например Хаката и Сакаи, обладали автономией, располагали коллегиальными органами управления и войском. В Киото возникли квартальные союзы мещан для охраны города от постоянных самурайских разгромов. Самоуправление пришло и в поселки, где были созданы сельские сообщества, которыми руководили зажиточные крестьяне и региональные самураи. Они периодически устраивали мятежи для того, чтобы оградиться от беззакония провинциальных правителей.
Культура эпохи Муромати
Столичный сёгунат содействовал слиянию культур знати и самураев, что создало новую японскую культуру, отличительными чертами которой являлось сильное воздействие дзэн-буддизма и эстетических образов Китая.
Культуру первой половины 15 столетия принято называть культурой Китаяма, по имени горы, на которой сёгун Ёсимицу построил свою обитель, Золотой павильон. Данной культуре соответствовали величественность и красота в искусстве и архитектуре. Одним из ее великих достижений стало возникновение театра Но. Спустя полвека, в период властвования Асикаги Ёсимасы, появилась новая культура Хигасияма, именуемая в соответствии краем, где был построен Серебряный павильон. Данной культуре были присущи образы изящества и строгости, так называемые положения саби и ваби.
Серебряный павильон
Маска театра но
Тогда же распространился «кабинетный стиль» интерьера, был создан японский сад камней, появились татами, японская чайная церемония и мастерство аранжировки цветов икебана. В художественном искусстве стали популярными монохромные картины суми-э, наиболее прекрасные образцы которых написаны художником Сэссю. В то же время была создана школа художников Кано, ученики которой писали картины в разноцветной манере ямато-э.
Сад камней Рёандзи
Со временем составляющие культуры знати начали просачиваться в культуру народа. Большое количество знати и монахов покинули столицу из-за постоянной разоряющей борьбы за власть, и приносили в провинции традиции, умения и знания Киото. В региональных монастырях начали создаваться школы для детей крестьян и аристократов. В литературном творчестве стал популярным новый тип колаборативной поэзии рэнга и стиль иллюстрированных историй отогидзоси. Японские повара первыми принялись массово применять приправу мисо и соевый соус. В поселениях и сёлах укоренилось величественное проведение торжеств мацури, распространились танцы, к примеру, на праздник Обон.
Видео
Видео, в котором нассказывается про эпоху воюющих провинций.
Жанр статьи - История Японии
Оставить комментарий