Диктатура Тайра.
В 1156 году между правителем Го-Сиракава и экс-императором Сутоку произошел конфликт, который разбил род Фудзивара на две противоборствующих стороны. В столице стали происходить вооруженные столкновения.
Большое влияние на обе стороны приобрело военное сословие самураев.
По воспоминаниям монаха Дзиэна, написавшего хроники «Записки дурака» и являющегося свидетелем противостояния, в Японию пришла «эра воинов».
Япония 12 век, феодальная Япония.
В 1159 году началась новая борьба за власть в столице между родами самураев Минамото и Тайра, результатом которой стало поражение Минамото-но Ёситомо. После упрочнения связей с домом Императора, Киёмори стал первым самураем, который вступил на высочайшую государственную должность Министра высшей политики. Киёмори устранил знать из императорского окружения, и принудил императора взять в жены свою дочь. Это позволило представителям рода Тайра занять верховные должности и овладеть большими территориями. Кроме того, они нажили большое состояние при торговле с китайской империей Сун. Благополучные Тайра относились свысока к другим людям настолько, что появилось высказывание «Кто не из рода Тайра, тот — не человек».
Тайра-но Киёмори
Ворота Ицукусимы, святилища Тайры
В результате для противостояния роду Тайра образовалась сильная оппозиция. После того как Киёмори назначил императором своего годовалого внука, принц Мотихито потребовал отобрать власть у ненавистного диктатора. Наиболее мощным противником Киёмори был Минамото-но Ёритомо, отправленный родом Тайра после конфликта 1159 года в край Идзу района Канто. Обосновавшись в городе Камакура, он взял власть над местными самураями, и направил против Киёмори войско, которым командовал младший брат Минамото Ёсицунэ. Началось новое противостояние между Минамото и Тайра, в этот раз род Тайра был разбит в сражении под Данноурой в 1185 году.
Сегунат и эпоха Камакура (1185 год—1333 год)
После того, как угроза рода Тайра была устранена, императорский дом дал Минамото-но Ёритомо право устанавливать во всех регионах государства своих военных губернаторов сюго и земельных вождей дзито, которые контролировали государственные и частные земельные наделы. Уничтожив могущественный род Фудзивара, и подмяв под себя регион Тохоку, Ёритомо стал верховным владыкой японских самураев. В 1192 году он получил титул «Великий сёгун — завоеватель варваров» и впервые создал правительство самураев, сёгунат Камакура. Следовательно, в Японии образовались две системы правления — имперско-аристократическая в Киото, и самурайская в Камакуре. Вторая основывалась на взаимосвязи хозяин-подчиненный между сёгуном и самураями, обладающими землями гокэнин. Сёгун обеспечивал обладателям сохранность старых земельных наделов и дарил новые за хорошую службу; в обмен на это гокэнин были преданны сегуну и несли военную службу. Период существования данного сёгуната принято именовать эпохой Камакура (1185—1333).
После того, как Ёритомо умер, его подданные из рода Ходзё ликвидировали часть самурайских владык, имевших большое влияние и взяли в свои руки реальную власть в государстве. Они уничтожили третьего сёгуна из рода Минамото и этот титул потерял свою ценность. Назначая на должность правителя Камакурского правительства знать и членов Императорской семьи, род Ходзё, являясь советниками сиккэн, управляли через них государством. В 1221 году экс-император Го-Тоба, стремясь восстановить централизованную монархию и убрать двоевластие, поднял в Киото мятеж против сёгуната. Но это восстание выло провалено, и самурайские властители завладели столицей и западными провинциями Японии. Для закрепления победы, в 1232 году Ходзё Ясутоки принял первый устав самураев, «Список наказаний», ставший примером для законотворцев дальнейших периодов.
Ходзё Ясутоки
святилище Минамото
Император Го-Тоба
В середине тринадцатого столетия в Азии была создана могущественная Монгольская империя, которая периодически направляла в Японию свои делегации с призывом принять господство Великого хана. Дом императора и сёгунат были солидарны касательно поддержания независимости государства, поэтому все послы были убиты. В отместку, в 1274 и 1281 годах монгольское войско дважды нападало на Японские острова, но было разбито армией самураев и тайфунами камикадзе, ликвидировавшими флот захватчиков. Невзирая на успех, сёгунат не наградил вассалов, чем подорвал доверие к себе.
Во второй половине тринадцатого столетия из-за размежевания, закладывания и продажи своих земельных наделов, большое количество самураев лишились средств, на которые они жили. Ради спасения самураев сёгунат принял в 1297 году «Указ благодатного правления», снимающий долги и принуждающий ростовщиков отдать назад закладчикам-самураям всё заложенное имущество и землю без процентов. Несмотря на это указ не только не покончил с вопросом бедности военного сословия, а даже усугубил это осложнение, так как теперь самураям никто не давал взаймы. Из-за этого популярность Камакурского руководства резко упала.
Культура эпохи Камакура, Япония 12-13 век
В двенадцатом столетии буддизм приобрел большую популярность не только в мире знати, но и в обществе самураев и людей низкого сословия. Проповедник Веры Чистой Земли, монах Хонэн, создал учение Дзёдо-сю и обещал счастье в следующей жизни, для чего требовалось преклоняться перед буддой Амида. Его последователь, монах Синран, обращал внимание на прощение грешников и создал учение Дзёдо-синсю. В противоположность им, монах Нитирэн основал собственную концепцию Нитирэн-сю и превозносил «Сутры Лотоса». Одновременно из китайской империи на Японский архипелаг попал дзен-буддизм, нашедший отражение в догматах Риндзай-сю Эйсая и Сото-сю Догэн, и быстро распространившийся среди самурайского сословия.
В эпоху Камакура, вследствие выступлений музыкантов бива-хоси, огромную известность среди японцев получила эпическая поэма «Повесть о доме Тайра», воспевающая подъем и упадок прежних японских правителей. Знать боготворила поэзию, лучшие примеры которой представлены в «Новом сборнике японской поэзии». Книги «Записки от скуки» Ёсида Кэнко и «Записки из кельи» Камо-но Тёмэя были пропитаны буддистскими размышлениями о суетности и изменчивости бытия.
Изваяния этой эпохи стали более реалистичными, жизненными и яркими. Шедеврами скульптуры того периода признаны труды мастера Ункэя — фигуры Васубандху и Асанги. С фантастической точностью были созданы статуи монахини Мавара и отшельника Васу, которые находятся в Сандзюсангэн-до в городе Киото. В изобразительном творчестве огромную известность получил стиль книг с иллюстрациями эмакимоно, главными мотивами которых стали изложение битв, истории буддистских храмов и биографии великих людей.
Великий будда (Камакура, Канагава)
Кеннидзи (Киото)
Сандзюсангэн-до (Киото).
Видео
Видео, в котором нассказывается о начальном этапе становления этой восточной страны.
Жанр статьи - История Японии
Оставить комментарий