История чайной церемонииПредполагается, что чай в Японии распространился в 7-8 веках благодаря буддийским монахам, начавшим возить чай с материка.

 

Возникновение японской чайной церемонии

Для монахов чай имел особое значение - его принимали перед медитацией и различными религиозными ритуалами. Когда буддизм стал в Японии основной религией, он начал оказывать огромное влияние на культуру Японии и жизнь людей, традиции чайной церемонии перешли в народные массы. В 7 столетии монах Эйсай, заинтересовав сегуна Минамо но Санэтомо книгой о пользе чая, распространил чайную церемонию среди членов императорского двора. К 8 веку сословие самураев нельзя было представить без пития чая. Более того, организовывались чайные состязания, на которых соревнующиеся должны были по вкусу чая определить, сорт чая и место, где его вырастили. Среди простолюдинов чай тоже нашел признание, но оно было намного скромнее и беднее в сравнении с приемом чая у аристократов и выглядело как неторопливая беседа за чашкой чая собравшихся родственников и друзей.

Искусство ваби

Японские монахи создали свой неповторимый ритуал чаепития. Его придумал монах Даё (1236—1308). У Даё прошли обучение другие монахи,которые стали первыми мастерами чайной традиции. Столетием позже настоятель монастыря Дайтокудзи Иккю Содзюн (1394—1481), обучил Мурата Дзюко (Сюко), который сделал из чайной традиции настоящее искусство.

Мурата был приверженцем идеи «ваби», которая была основана на простоте и естественности, и в некотором смысле отличалась от богатых и роскошных «чайных турниров» сословия самураев. Мурату соединил четыре главных основополагающих чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, безмятежность(«сэки»). Последующее совершенствование чайной церемонии провел Дзёо Такэно (1502—1555). Он первым стал проводить чаепития в особых чайных домиках тясицу, построенному в соответствии с идеей «ваби», по образу крестьянского дома с крышей из соломы. Также он стал использовать чашки из керамики.

Посуда для чайной церемонии

Керамическая посуда

Идеология ритуального чаепития саби

Ученик Мураты знаменитый Сэн-но Рикю (1522—1591), усовершенствовал чайный домик и придумал традицию делать сад (тянива) и выкладывать из камня дорожки (родзи), пересекающие сад и ведущие к тясицу. Сэн-но Рикю ввел много новшеств, определяющих порядок проведения церемонии и даже содержание разговоров за столом, задачей которых было следование «саби» - идеологии изысканности, красоты и стремлению к истине. Создавалась обстановка, демонстрирующая тайную красоту, заключающую в обычных вещах. К 16 столетию чайная церемония из совместного потребления чая переросла в небольшой спектакль, являвшийся видом духовной практики, в которой любая мелочь, любая вещь, любой шаг приобрели особое, ритуальное значение. Японцы утверждают, что «чайная церемония — мастерство выражения красоты Пустоты и благости Покоя».

Сад тянива

Сад тянива фото

Но традиции чайной церемонии Сэн-но Рикю не сочетались с предпочтениями его сюзерена, Тоётоми Хидэёси, который любил роскошные, шикарные приёмы и дорогую чайную посуду и убранство (для него была возведена особая чайная комната, украшенная золотой фольгой с посудой, изготовленной из золота - огон тясицу). В 1591 году Сэн-но Рикю, повинуясь приказу Тоётоми, покончил с жизнью, совершив сэппуку. Однако, чайная церемония все равно формировалась в соответствии с воззрениями Сэн-но Рикю, и главной течением чайной церемонии стала созданная им школа Сэнкэ.

Чайный домик

Чайный домик тясицу

Чайная церемония 19 век

Постепенно чайная церемония охватила все слои японского общества. Образовалось много чайных школ, которые произошли от Сэнкэ. Руководил школой и принимал экзамены у мастеров, обучавшихся тонкостям этого искусства, иэмото. Основной целью иэмото было сохранение неизменности обычая чайной церемонии.

Фреска чайная церемония 19 века

Чайная церемония 19 века

Жанр статьи - Культура Японии

Оставить комментарий

Наверх