Расцвет правления самураев история ЯпонииРеставрация Кэмму и противостояние двух династий

В 14 веке, с кризисом сёгуната, род Ходзё начал проводить политику по централизации власти, что вызвало возмущение сословия самураев в провинциях.

Это недовольство попытался использовать в своих интересах  император Го-Дайго, приверженец мощного императорского правления, поднявший мятеж против камакурского сёгуната, но восстание провалилось и был изгнан на острова Оки. Его отпрыск принц Мориёси продолжил войну за власть и с помощью региональных самураев, которыми руководил Кусуноки Масасигэ, в течение долгого времени противоборствовал войскам Ходзё.

 

принц Мориёси история Японии

принц Мориёси

  Кусуноки Масасигэ история Японии

Кусуноки Масасигэ

Япония 14 век, история феодальной Японии

После того, как  в 1333 году император Го-Дайго вернулся из изгнания, к нему переметнулись провинциальные аристократы. Один из вождей знати, Асикага Такаудзи, уничтожил руководство сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, напал на Камакуру и свергнул сам сёгунат и уничтожил род Ходзё.

После прибытия Го-Дайго в столицу он начал проводить политику, именуемую реставрацией Кэмму, в процессе которой задумывалось восстановить прежнее централизованное императорское государство и создать новое руководство из придворной знати и военной аристократии. Впрочем на самом деле реформы Го-Дайго повысили уровень существования только придворных и не решили вопросы самурайства. Поэтому бывший союзник императора, Асикага Такаудзи, встал во главе возмущенных самураев и поднял мятеж против власти «реставраторов». В 1336 году он покорил Киото, назначил в нём нового правителя и написал указ «Список Кэмму», в котором заявил о создании отдельного сёгуната в столице. Тем временем бывший монарх Го-Дайго отправился в южный регион Ёсино, где назвал мятежников «врагами трона» и основал своё личное монархическое правительство. Так произошло разделение правящего двора, и в Японии началась междоусобица, эпоха двух династий: южной в Ёсино и северной в Киото.

Второй сёгунат и эпоха Муромати, Япония 14-16 век

В 1338 году северная династия отдала титул сёгуна Асикага Такаудзи. Образовалось второе правительство самураев, названное Муромати в соответствие с названием столичного района, в котором располагалась резиденция сёгуна. Период правления этого сегуната принято называть периодом Муромати (1338—1573). В противовес прежним режимам власти новый сёгунат начал проводить политику по децентрализации. Военные губернаторы сюго в регионах получили  возможность забирать половину налогов из провинций, и должны были самостоятельно помогать региональным малоземельным самураям. Данные реформы содействовали переходу японской аристократии на сторону правительства в противостоянии двух династий, но губернаторы сюго преобразовались во властных региональных господинов, зачастую не исполнявшими указания из столицы.

В 1392 году во время нахождения на престоле третьего сёгуна Асикага Ёсимицу две династии императорского двора слились в одну, что означало окончание военного противостояния. При содействии советников сегуна канрэев над военными губернаторами появился строгий надзор. Сёгунат принял определенные политические функции правящего двора и преобразовался в единственное общеяпонское руководство. Для оперативного контроля над восточными территориями Ёсимицу отобрал камакурскую администрацию, а для экономического роста Японии приступил к торговле с династией корейского полуострова Чосон и китайской династией Мин. Кроме того, он предпринимал действия по борьбе  с контрабандистами и морскими пиратами.

Кинкакудзи, резиденция Ёсимицу история Япония

Кинкакудзи, резиденция Ёсимицу

 Охрана сёгуна история Японии

Охрана сёгуна (16 столетие)

После того, как Ёсимицу скончался, сёгунат стал понемногу терять власть над провинциями. Страну стали контролировать советники сегуна и региональные губернаторы сюго. В 1467 году из-за расногласий советников Хосокава и Яманы по поводу установления следующего руководителя сёгуната начался военный конфликт, именуемый смутой Онин. Это противостояние зародило долгие междоусобицы между самураями в столице и провинциях, это время получило название период Сэнгоку, «Эпоха сражающихся провинций» (1467—1615). Сёгун совсем потерял положение национального вождя и гаранта устойчивости. В Японии того периода были распространены общественные волнения: бунты и восстания низов против верхов. К примеру, в 1486 году в регионе Ямасиро тамошние самураи прогнали всех государственных чиновников и в течение восьми лет своими силами руководили провинцией, а в 1488 году сторонники учения Дзёдо-синсю захватили правление в регионе Кага и властвовали там в течение столетия.

В первой половине 16 века новыми правителями в провинциях стали владыки региональных самурайских родов, они свергли своих прежних господ — военных губернаторов сюго. Эти правители, которые которые именовались даймё, разорвали отношения со столичной властью и принялись создавать личные родовые «государства». Они присваивали себе частные и государственные земельные наделы, не платили налоги центральному правительству и создавали мощные родовые войска, состоящие из провинциальной знати. Оплоты правителей располагались в горных замках,  под которыми строились торгово-ремесленные поселения и города. В некоторых из родовых правительств принимались собственные указы и законы, имевшие значения уголовного и земельного кодексов.

Одновременно с тем, как в центре Японии бушевала гражданская война, на южной части острова Рюкю было основано королевство Рюкю. Эта страна заключила контракты с Японией и китайской империей Мин, и являлась  посредником в торговле между азиатскими странами в 15-16 веках.

Сюри, резиденция ванов Рюкю история Японии

Сюри, резиденция ванов Рюкю (Наха, Окинава)

Социально-экономическое развитие Японии в 14-16 веках

В эпоху Муромати произошли важные перемены в социально-экономической сфере Японии. Крестьяне начали применять полезные инновации — водяные колёса, тяговых животных и природные удобрения, которые сделали возможным собирать урожаи злаковых два раза в году. Вместе с этим распространилось прикладное садоводство для производства шёлка, красок, масел, лака. В 16 столетии появилось изготовление хлопка, которое было привезено с корейского полуострова. Ремесла приобрели региональную специализацию, а металлургическое производство было поделено на литейное и кузнечное. Ремесленники, работающие под начальством светской или духовной знати, создавали союзы дза, и, платя налог хозяину, приобретали монопольные права на изготовление и торговлю выпущенной продукцией. Вследствие роста сельского хозяйства и производства стимулировалась торговля. На главных дорогах и перед храмами и монастырями начали происходить частые ярмарки. С развитием производства и торговли образовались сообщества морских и сухопутных перевозчиков.

Бочки саке история Японии

Бочки с саке (16 столетие)

Оружейники и стрельники история Япония

Стрельники и оружейники (16 столетие)

Сельский дом история Японии

Сельский дом (Кобе, Хёго)

С ростом производства и перевозок начали появляться поселки ремесленников и торговцев, располагавшиеся в основном в районах проведения ярмарок. Самые богатые города, например Хаката и Сакаи, обладали автономией, располагали коллегиальными органами управления и войском. В Киото возникли квартальные союзы мещан для охраны города от постоянных самурайских разгромов. Самоуправление пришло и в поселки, где были созданы сельские сообщества, которыми руководили зажиточные крестьяне и региональные самураи. Они периодически устраивали мятежи для того, чтобы оградиться от беззакония провинциальных правителей.

Культура эпохи Муромати

Столичный сёгунат содействовал слиянию культур знати и самураев, что создало новую японскую культуру, отличительными чертами которой являлось сильное воздействие дзэн-буддизма и эстетических образов Китая.

Культуру первой половины 15 столетия принято называть культурой Китаяма, по имени горы, на которой сёгун Ёсимицу построил свою обитель, Золотой павильон. Данной культуре соответствовали величественность и красота в искусстве и архитектуре. Одним из ее великих достижений стало возникновение театра Но. Спустя полвека, в период властвования Асикаги Ёсимасы, появилась новая культура Хигасияма, именуемая в соответствии  краем, где был построен Серебряный павильон. Данной культуре были присущи образы изящества и строгости, так называемые положения саби и ваби.

  Серебряный павильон история Японии

Серебряный павильон

     Маска театра но история Японии   

Маска театра но

Тогда же распространился «кабинетный стиль» интерьера, был создан японский сад камней, появились татами, японская чайная церемония и мастерство аранжировки цветов икебана. В художественном искусстве стали популярными монохромные картины суми-э, наиболее прекрасные образцы которых написаны художником Сэссю. В то же время была создана школа художников Кано, ученики которой писали картины в разноцветной манере ямато-э.

 «Времена года» Сэссю история Японии

 сад Рёандзи культура Японии

Сад камней Рёандзи

Со временем составляющие культуры знати начали просачиваться в культуру народа. Большое количество знати и монахов покинули столицу из-за постоянной разоряющей борьбы за власть, и приносили в провинции традиции, умения и знания Киото. В региональных монастырях начали создаваться школы для детей крестьян и аристократов. В литературном творчестве стал популярным новый тип колаборативной поэзии рэнга и стиль иллюстрированных историй отогидзоси. Японские повара первыми принялись массово применять приправу мисо и соевый соус. В поселениях и сёлах укоренилось величественное проведение торжеств мацури, распространились танцы, к примеру, на праздник Обон.

Жанр статьи - История Японии

Оставить комментарий

Наверх