Самурай на конеЭпоха Хэйан

В 8 веке аристократическая знать и буддистские монахи начали борьбу за влияние на правительство. Власть императора понемногу ослабевала.

Для избавления от контроля буддистов столичного региона Нара император Камму в 794 году сделал новой столицей город Хэйан, «столицу мира и спокойствия», который впоследствии получил название Киото. Промежуток времени с начала строительства Хэйан до создания первого сёгуната принято называть эпохой Хэйан (794—1185).

 

Правление Фудзивара (794—1185 год)

После переноса столицы в новый город император принялся проводить реформы, основная задача которых состояла в обновлении «правового государства» и снижении деспотизма знати в провинциях. Правительство внимательно следило за тем, как выполняется «Закон о выдаче земельных наделов» в регионах. Всеобщая воинская повинность перестала распространяться на крестьян, а вместо них функции по защите регионального правительства обязана была выполнять местная аристократия, сформированная в военные отряды кондэй. Также было проведено нападение на автохтонов, обитавших на юге Кюсю и северной части Хонсю, целью которого являлось расширение территорий японской империи.

 Автохоны усмирение древняя япония

Усмирение автохтонов

После того, как императорский двор переехал в новую столицу и после укрепления исполнительной вертикали императорская власть усилилась и необходимость в его личном участии во всех государственных делах пропала. Однако вместе с тем окрепло влияние советников императора, которыми стали наиболее знатные японцы из рода Фудзивара. Они отдалили от престола представителей других известных родов женщины Фудзивара становились главными императорскими женами, таким образом этот род вступил в родственные отношения с императором. Владыки рода Фудзивара получили титул сэссё — регент малолетнего императора, и кампаку — советник взрослого императора. По сути они получили всю полноту власти в Японии и создали правление регентов и советников в лице императора. Вершиной правления Фудзивара стал 11 век, период власти Фудзивары-но Ёримити, сына Фудзивары но Митинага, во время которого этот род обладал множеством частных поместий (сёэн) и состоял на всех главных должностях в правительстве.

В десятом столении образовался дефицит земель государственного фонда, из-за чего осуществление «Закона о выдаче земельных наделов» застопорилось. Императорский двор дал право собирать дань провинциалам кокуси, которые стали обогащаться на этом. В то же время зажиточные крестьяне принялись бросать государственные земельные участки и начали возделывать целину, чтобы затем сделать из этих территорий частные владения. Правительство взимало крупный налог с таких владений, поэтому их хозяева дарили свою собственность высокопоставленной знати и буддистским храмам, чтобы урезать величину налога. В обмен новые собственники делали дарителей управляющими на своих территориях. Так образовался слой новой провинциальной аристократии из бывших крестьян.

Возникновение самураев и института инсэй

В эпоху Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней опасности для руководящей власти в Японии отсутствовала регулярная армия. Однако степень защищенности в удаленных провинциях была невелика. Для защиты своих владений от нападений региональная аристократия создала военные отряды из «служилых людей» — самураев. Главой таких вооруженных групп обычно становились представители столичной знати, находившиеся с подданными бойцами в отношениях хозяина и подчиненного. Наиболее знаменитыми лидерами были представители родов Минамото и Тайра.

 самурай на коне история Японии

Вооруженный аристократ

Минамото-но Ёсиие с женой история японии

Минамото-но Ёсиие с женой

 стрельба ябусамэ япония

Стрельба ябусамэ

В середине 11 столетия престол получил император Го-Сандзё. Так как Го-Сандзё не был связан родственными узами с родом Фудзивара, он стремился реанимировать неограниченную императорскую власть. Его начинания были продолжены следующим правителем Сиракава. В 1086 году он снял с себя императорские полномочия, передав престол своему сыну, а сам стал исполнять функции советника и опекуна, тем самым снизив воздействие регентов и советников Фудзивара на императора. Благодаря этому было основано «правление экс-императоров», так называемый институт инсэй, задачей которого было оградить монарха от слишком сильного влияния знати. Благодаря удачному воплощению в жизнь такого правления, род Фудзивара, который на в течении двухсот лет применял родство с монархами для контроля над государством, утратил свое положение при императорском дворе.

Вместе со знатью на военные должности правящего дома стали назначать высокородных самураев. Понемногу образовалось самостоятельное самурайское сословие. Во второй половине десятого столетия провинциальные самураи обладали большой силой, например в провинции Канто под руководством Тайра-но Масакадо и поблизости Внутреннего японского моря под командованием Фудзивара-но Сумитомо были подняты мятежи против императорского дома. Так как в империи отсутствовала постоянная армия, она усмирила восстания при помощи других самураев, тем самым подняв их авторитет. В конце 11 столетия на северо-восточной части Японии дважды вспыхивали восстания (бунт Хогэн и бунт Хэйдзи), которые были подавлены войском самураев из Канто. Их предводитель Минамото-но Ёсииэ удостоился лавров самого успешного военачальника на востоке Японии.

Культура периода Хэйан

В начале девятого столетия большое количество молодых монахов были разочарованы тем, что буддизм стал использоваться в государственных целях и в политике. В поисках настоящего буддизма двое монахов — Сайтё и Кукай — отбыли в империю Тан и прошли там обучение. После возвращения Сайтё возвел на вершине горы Хиэй храм Энряку-дзи, который стал местом обитания последователей учения Тэндай, а Кукай воздвиг на горе Коя-сан монастырь Конгобу-дзи, ставший основанием секты сингон. Необычный эзотерический буддизм, который привезенный этими настоятелями, требовал уединяться в горах для познания истины.

В 894 году из-за охлаждения отношений с китайской империей Тан и политики японского советника Сугавара но Митидзанэ, Япония перестала отправлять делегации в Китай. Нововведения из других стран перестали поступать в Японию, благодаря этому японцы принялись создавать свои собственные формы искусства. Образовалась новая самостоятельная культура знати Кокуфу, которая начала пользоваться особой популярностью в период владычества рода Фудзивара. Был создан оригинальный стиль строительства дворцов-усадеб с садами и галереями. Одежда населения приобрела самобытные японские черты. В художественном искусстве появился новый стиль написания картин ямато-э, главными мотивами которых стали будничная жизнь знати и живописные пейзажи. В это же время возникла японский алфавит кана, на котором впервые начали писать произведения художественной литературы. Среди них наибольшую известность получили «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон, «Повесть о старике Такэтори», «Собрание старых и новых песен Японии», «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Дневник путешествия из Тоса в столицу» Ки-но Цураюки. Основная часть произведений иллюстрировалась картинками и получили особое распространение среди знати.

Бёдоин зал феникса Япония

Зал фениксов Бёдоин (Удзи, Киото)

Гэндзи картины Японии

Иллюстрированная повесть о Гэндзи

 Энрякудзи пагода Япония

пагода Энрякудзи

Постоянные стихийные бедствия, эпидемии и неустойчивость в обществе Японии середины десятого столетия породили в народе эсхатологические взгляды. В государстве приобрело популярность новое буддистское верование Чистой Земли, в соответствии с которым каждый, кто поклоняется будде Амида, после смерти попадает в рай —  так называемую «Чистую Землю невероятной радости». Проповедовали это мировоззрение монахи Куя и Гэнсин. Знать в надежде попасть в рай после смерти, начала воздвигать по всей Японии храмы и монастыри, для поклонения Амиде. Самыми знаменитыми примерами подобных архитектурных сооружений являлись «Зал фениксов» в храме Бёдо-ин около столицы и мавзолей храма Тюсондзи, расположенного в северо-восточной части Японии. Одновременно сформировались основы японского синто и буддистского синкретизма.

Жанр статьи - История Японии

Оставить комментарий

Наверх