храм Хорю-дзи японияПринц Сётоку и эпоха Асука (593—710 год)

В конце 6 столетия Ямато возглавил принц Умаядо, которого обычно называют знаменитым принцом Сётоку. В 593 году Сетоку получил титул регента императрицы Суйко.

После прихода принца к власти начался период Асука (538—710), который назван в честь региона Асука, расположенного в нынешней префектуре Нара и являющемся политическим и культурным центром Ямато в те времена.

 

Япония 6-8 век

Принц Сётоку решил сделать из аристократической федерации Ямато цивилизованное государство с централизацией власти. В 600 году Сетоку направил в китайскую династию Суй делегацию, для того, чтобы разобраться в государственном устройстве Китая и перенять его. Три года спустя принц создал в Японии государственную конструкцию из двенадцати рангов, при помощи которой хотел основать систему чиновников китайского типа, которая непосредственно взаимодействовала с правителем. В 604 году принц издал «Конституцию 17 статей», которая являлась морально-этическим сводом правил для государственных служащих. В конституции государственным строем Японии провозглашалась централизованная монархия.

Кроме того, Сётоку старался установить равноправные отношения с Китайской империей для упрочнения международного положения Японии. В 607 году принц отправил вторую делегацию в Китай. Посол Оно-но Имоко отдал императору Китая письмо, которое начиналось со слов "Сын Неба, где солнце всходит, пишет Сыну Неба, где солнце заходит. Как ваши дела? ". В послании об обоих правителях говорилось как о равных, что вызвало гнев китайского императора. Китайское правительство издавна взаимодействовало с другими странами с чувством собственного превосходства, и считала недопустимым то, что японский владыка назвал себя китайским титулом «Сын Неба». Лишь нужда в союзниках для войны с корейской страной Когурё заставило китайскую сторону принять японских послов. В 608 году японский принц направил очередное посольство в династию Суй, но в своем послании применил новое нейтральное звание «Небесный монарх». В Китае делегацию приняли с радостью, посчитав что японцы этим титулом признали свою вину и господство китайской стороны, однако японское правительство восприняло реакцию Китая как принятие равноправия между правителями. Позже титул «Небесный монарх» стал  частью имени японских правителей, и ныне означает «Император Японии».

В эпоху правления Сётоку буддизм стал государственной религией. В 593 году был возведен большой буддистский храм Ситеннодзи, а в 607 году — храм Хорюдзи. Одновременно принц уделял внимание традиционным верованиям и стремился к сосуществованию религий.

монастырь Хорю-дзи достопримечательности Японии

Зала и пагода монастыря Хорю-дзи

храм Ситэнно-дзи история Японии

Зала и пагода Ситэнно-дзи

Император Ян древняя Япония

Император Ян династии Суй

Реформирование Тайка, Япония 6 век

В 618 году на смену ослабленной Суй пришла новая китайская династия Тан, и в середине седьмого столетия напала на Корейский полуостров. Это вторжение показало необходимость в укреплении государственный аппарата и армии Японии. Однако реформам мешал знатный род Сога, установивший жесткую диктатуру в Японии после смерти принца. Сога-но Ирука, сын диктатора Сога-но Эмиси, убил наследника покойного Сётоку. В Японии образовалась тайная группа людей, стремившаяся свергнуть род Сога и стремившаяся создать идеальную централизованную империю, какой ее видел Сётоку. Оппозицией руководили преемник престола принц Нака-но Оэ и Накатоми-но Каматари. 10 июля 645 года во время приема корейской делегации в Императорском дворце, они убили Сога-но Ирука и принудили его отца, диктатора Сога-но Эмиси, закончить жизнь самоубийством.

После этих событий на престол взошел император Кокэн, ставший символом нового времени. 17 июля 645 года он первым принял японский девиз власти «Тайка» (что означает «великие преобразования»), а 22 января 646 года выдвинул указ о реформе, который дал начало знаменитым «Реформам Тайка». Целью проводимой политики являлось образование централизованной монархии по подобию континентальных руководить которым будет император. Первым делом для осуществления этого замысла было проведено огосударствление земли и населения Японии.

Тем временем на Корейском полуострове начали происходить серьезные перемены. В 660 году корейская страна Силла в союзе с китайской династией Тан разгромили Пэкче, которое было союзником Японии. Правительство Пэкче в 663 году попыталось освободить государство при содействии японской армии,  но эта попытка не принесла успеха. В 668 году Силла захватила северную часть Кореи Когурё, и стала править на корейском  полуострове. Беженцы из разгромленных корейских стран были приняты японским правительством, и поселены в центральных и восточных районах государства. Корейские события насторожили Императора Японии Тэндзи, ради предотвращения китайско-корейского нападения он ввёл всеобщую воинскую повинность, построил укрепления в западных регионах, а на острове Кюсю возвел крепость поблизости от города  Дадзайфу и расставил часовых. Столицей Японии стал более укрепленный город Оцу.

В 672 году после кончины императора Тэндзи его сыновья начали борьбу за трон. В ней одержал верх принц Оама, впоследствии назвавший себя Тэмму. Столкновение повлёкло раздоры среди знатных родов, что снизило их воздействие на центральное правительство. Пользуясь ослаблением знати, император принялся проводить реформы, которые были направлены на централизацию власти. Впервые в истории Японии было организовано законодательство по подобию Китая, написаны официальные хроники и приведена в действие упорядоченная система должностей и рангов для государственных служащих. Политику реформ продолжила жена императора, получившая престол после его смерти, известная под именем императрица Дзито. Новой столицей стал первый город, построенный в соответствии с китайской архитектурой - Фудзивара. Предполагается, что Япония впервые была так названа (словом «Ниппон»), во время правления императора Тэмму и императрицы Дзито.

Могила Соги-но Умако достопримечательности японии

Могила Соги-но Умако

Эпоха Нара и «правовое государство» (710—794 год)

В 701 году впервые был создан крупный свод законов Японии Тайхо. Система управления страной, которая основываласть на этом кодексе, носила название «правовое государство». Несмотря на то, что законы, излогавшиеся в данном документе, были составлены по китайскому подобию, они имели множество японских индивидуальных положений. Одновременно с реформой законодательства, японцы усвоили китайскую денежную систему и в 708 году принялись выпускать собственные монеты.

В 710 году столица Японии была перенесена в город Хэйдзё, в регион нынешней Нары. Восьмидесятилетний период, в течение которого он являлся политическим и дипломатическим центром государства, носит название эпохи Нара (710—794). Хэйдзё был построен по подобию столицы Китая Чанъань. Хэйдзё властвовал над 66 провинциями, каждая из которых разбивалась на сёла и уезды. Провинции имели собственную администрацию, находящуюся под контролем провинциала кокуси, назначаемого из столицы. Кокуси руководил  местными уездными чиновниками и сельскими предводителями. Провинции соединялись с центром семью дорогами, на которых были построены станции. Остров Кюсю управлялся отдельным местным руководством Дадзайфу, которое несло ответственность за приём делегаций и оборону с моря, а северную часть Японии охраняли замки Акита и Тага.

Вся территория и проживающие на ней люди провозглашалась собственностью государства. В соответствии с «Законом о выдаче земельных наделов» мужчины и женщины достигшие шестилетнего возраста получали от правительства участки земли на одно поколение, за пользование которыми были обязаны платить государству дань урожаем, тканью и товарами, кроме того они должны были раз в году исполнять трудовые повинности сроком на два месяца. Была принята всеобщая воинская повинность, все взрослые мужчины должны были отслужить в армии. Население разбивалось  на вольный «добрый люд» и несвободный «подлый люд». Во вторую категорию входили немногочисленные рабы. В столице проживало 100 тысяч человек, 10 тысяч из них были чиновниками. Те из государственных служащих, кто состояли на высоких постах и были близки к императорскому двору, носили название кугэ.

Одновременно с урегулированием политической и экономической системы государства проводилась работа по составлению официальных японских хроник. В 712 году были созданы «Записи дел древности», а в 720 году — «Анналы Японии». Основная задача данных документов заключалась в подтверждении знатности и древности происхождения японских императоров, что позволило бы японской монархии общаться с Китаем  на равных. Ко всему прочему, в провинциях были составлены сборники мифов и поверий «Записи краевых обычаев».

Проводившиеся реформы увенчались успехом, что содействовало росту населения. Однако, увеличение числа жителей привело к сокращению государственных земельных запасов и урезанию площади выделяемых земельных участков. Ради решения возникших осложнений император Сёму в 743 году принял «Закон о вечной приватизации целины», поощряющий население на освоение целины и разрешающий иметь частную собственность за право пользования которой государству должны были платиться налоги. Несмотря на то, что этот указ оказал положительное влияние на экономику Японии, он подрывал идею «правового государства», которая основывалась на том, что вся собственность принадлежала государству. Благодаря данному закону возникло частное землевладение богатой знати и буддистских монастырей, контроль государства над которыми понемногу угасал.

Реконструкция ворот Судзакумон культура Японии

Реконструкция ворот Судзакумон в Хэйдзё-кё

 Император Сёму древняя Япония

Император Сёму

Культура периодов Асука и Темпё

Культура Японии 7 века носит название культуры Асука, названной в честь политического и экономического центра государства тех времен. Особенностью данной культуры было заимствование эстетики Китая и Кореи, конфуцианства и буддизма. К наиболее известным историческим ценностям периода Асука относят Золотой зал и пятиярусную пагоду храма Хорюдзи, являющиеся наиболее древними постройками из дерева, кроме того большое количество храмовых ценностей: триптих с изображением будды Шакьямуни изготовленный мастером Курацукури-но Тори и многое другое.

Хорю-дзи пагода культура японии

Пагода и ворота Хорю-дзи (поселок Икаруга, префектура Нара)

Культуру Японии 8 века именуют культурой Тэмпё, в соответствии с девизом царствования императора Сёму. При торговле Китаем в Японское государство через шёлковый путь прибывали произведения искусства из Западной и Центральной Азии, которые оказали большое влияние на японскую культуру. Основная часть редких иностранных шедевров тех времен хранились в кладовых Императора. По всей Японии было возведено 66 буддистских монастырей Кокубундзи, благодаря чему начало развиваться образование и искусство, и произошло огосударствление буддизма. Наиболее известными произведениями архитектурной мысли того периода являются зал «Цветы Закона» храма Тодайдзи и монастырь Тосёдай-дзи. Японская скульптура 8 века стала более реалистичной. Историческую ценность представляет изваяние Асура из буддистского храма Кофукудзи и серией фигур из Тодайдзи: бодхисаттва солнечного и лунного света Гакко и Никко, четыре суровых небесных короля и Великий будда Вайрочана. Кроме того произошел скачок в развитии литературы: впервые был составлен крупнейший сборник японских стихов вака - антология «Сборник мириад листьев», который включал в себя 4500 творений. Самыми знаменитыми поэтами того времени были Яманоуэ-но Окура, Какиномото-но Хитомаро, Отомо-но Якамоти и другие стихотворцы.

Тодай-дзи архитектура японии

Золотой зал храма Тодай-дзи (префектура Нара)

Великий будда в храме Тодай-дзи Япония

Великий будда в храме Тодай-дзи

Вернуться к "истории"

Жанр статьи - История Японии

Оставить комментарий

Наверх