Фудзияма, сакураЯпония в хрониках Китая

Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.

В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.

В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико  имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее  титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие — на северной части острова Кюсю.

Япония 3 век

Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.

Хозяйство и общество

В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.

Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.

Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.

Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды  из-за того, что он плохо постился.

Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)

Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства — Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.

Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север — до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.

Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.

Курган кофун в японии

Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)

 фрески кофун такамацудзука

Фрески в кургане Такамацудзука

 доспехи ямато из кофуна

Железный доспех времен Ямато

Внешняя политика Ямато

Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку  в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.

Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения — методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.

В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие  в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.

Жанр статьи - История Японии

Оставить комментарий

Наверх